Новости

Безотходное воспитание. Обсуждение проблемы экологического просвещения


Проблема экологического просвещения, воспитания и образования сегодня стоит остро, как никогда. Бизнесу не хватает обученных экологов-практиков, а школам — возможности беспрепятственно реализовывать «зеленые» инициативы. В рамках фестиваля White Nights Startup участники дискуссии «Как корпорации, школы и общественные организации учат экологическому мышлению» поделились опытом собственных проектов и обсудили препятствия к их масштабированию.



Тема экологического образования и воспитания сегодня находится на пике актуальности. Как отметил заместитель президента МОО «Мусора.Больше.Нет» Петр Левин, для этого есть две основные причины, и первая очень негативная: откладывать дальше попросту невозможно. «Вопросы экологии неожиданно для нас за последние десять-пятнадцать лет стали касаться каждого. Может, не каждый еще это понял», - сказал Левин. Вторая причина более радостная: благосостояние людей — во всяком случае, в Петербурге и Москве — выросло до такого уровня, когда можно не беспокоиться за удовлетворение базовых потребностей, и возникают потребности более высокого класса. Например, внести свой вклад в защиту окружающей среды.
Начинать воспитание, подчеркнул гендиректор AGM Group Евгений Волошин, нужно еще в детском саду. «Если в садике, в школе не привиты определенные экологические привычки, то во взрослой жизни для этого требуется серьезный осознанный переход», - полагает эксперт. Петр Левин отметил еще одну группу, которая хорошо поддается экологическому воспитанию — люди советской закалки от 70 и старше, которые привыкли жить в эпоху дефицита и хорошо воспринимают идею экономии ресурсов, а также знакомы со сбором макулатуры, металлолома, стеклянных бутылок.


При этом, по оценке гендиректора группы компаний «Нэорециклинг» Романа Казакова, системной работы в плане экологического воспитания сегодня не ведется. «Я вижу положительную динамику в вопросах оборота, обращения с отходами. Но вопрос экологического просвещения и образования остается в стороне», - сказал он.

Идеальная ситуация — когда экологическое воспитание, привычки, заложенные с ранних лет, естественным образом перерастают в экологическое образование. Директор ГБОУ Гимназии 631 Приморского района Санкт-Петербурга Марина Топунова поделилась опытом организации подобного процесса. В школе налажен раздельный сбор отходов, например, каждый месяц вывозится порядка 80 кг пластиковых бутылок. Учителя собирают идеи школьников и помогают их реализовывать. Любой выезд на пикник означает обязательную уборку территории.

«После того как дети уже имеют определенные навыки, они хотят развиваться дальше, и к воспитательному процессу подключается образовательный. Ряду учащихся становится интересны смежные науки, на которых базируется экология, и мы поддерживаем этот интерес. Сейчас, например, мы участвовали в гранте губернатора, выиграли двадцать пять миллионов и закупаем оборудование по молекулярной биологии для продолжения запущенного ранее системного проекта», - рассказала Марина Топунова.

В свою очередь, преподаватель профессионального модуля СПБ ГБПОУ Петровский Колледж Елена Лавник привела примеры того, как экологические компетенции интегрируются в различные образовательные программы. Так, студенты по специальности туризм в качестве дипломных работ разрабатывают экотуры. Студенты по земельно-имущественным отношениям проходят практику на предприятиях и в своих отчетах, в том числе, оценивают экологическое воздействие и предлагают свои меры по улучшению ситуации. Ее коллега, преподаватель Людмила Руденко добавила работы студентов-дизайнеров по экодизайну офисов и будущих специалистов по рекламе, которые разрабатывают социальную рекламу в области экологии.

Тем не менее, бизнесу не хватает квалифицированных специалистов в сфере экологии. Так, по словам Романа Казакова, вузы и ссузы не готовят специалистов по переработке отходов, которые бы разбирались в типологии отходов, экономике процесса, умели работать с соответствующим оборудованием. «Мы столкнулись с этой проблемой два года назад и обратились в ведущие вузы Петербурга. Они откликнулись на запрос, и мы создали специальность менеджер по переработке отходов», - поделился эксперт.

Председатель МОО «Чистые Игры» Дмитрий Иоффе полагает, что наиболее эффективным для экологического воспитания и просвещения детей является геймификация. «Если мы говорим о работе со школьниками, общий тренд сегодня таков, что все лучше преподносить в виде игры, любого интерактивного мероприятия. Человек принял участие и увидел, что на что-то повлиял», - сказал он.

Преподаватель Людмила Руденко с ним не согласилась и привела негативный опыт участия студентов колледжа в подобной игре. Во-первых, за ограниченное время студенты не успели качественно убрать территорию, во-вторых, некоторые участники пытались украсть мешки с мусором у других команд, чтобы получить приз. В итоге студенты оказались разочарованы.

На эту критику ответил Петр Левин. Он подчеркнул, что крайне важна качественная организация мероприятий. Кроме того, качество уборки территории — не главный результат подобных игр. «Не так важно, насколько они качественно уберут. Важно показать людям радость от этой работы. Тогда они сами захотят этим заниматься и дальше», - подчеркнул эксперт.

Опытом экологического просвещения взрослых поделился менеджер по устойчивому развитию в магазине ИКЕА Дыбенко Денис Агеноров-Папуловский. «Мы работаем и с сотрудниками, и с покупателями, проводим лекции, игры, разные активности. Кроме того, в описании товаров и сервисов мы указываем экологическую информацию: например, товар сделан из вторсырья, использован такой-то процент возобновляемого сырья и так далее», - рассказал он.

РБК